воскресенье, 28 июля 2013 г.

Пауза после каждого слова


Практическое упражнение

Пауза перед каждым словом

Важный навык – умение выдержать паузу в любом месте предложения. В любом, после любого слова. А для этого мы выполним упражнение, в котором будем произносить речь с паузой…..после…..КАЖДОГО…..слова. Пауза должна быть большой, 2-3 секунды. Это очень важное упражнение для отработки паузы. На моих тренингах у большей части участников упражнение не получается с первого раза.
При этом в основном задают вот такие вопросы:

1. Зачем делать это упражнение, ведь так не говорят?

Да, в жизни так не говорят. В живой речи чередуются фразы с паузами и без пауз. Но это упражнение, предназначено для отработки навыка говорить с паузами.

2. Что делать, если не получается делать паузы после каждого слова?

Оно и понятно, что не получается сразу. Упражнение нужно повторить несколько раз.

3. А если речь получается как у робота?

Обратите внимание, что паузы не отменяют интонации голоса, его плавность и мелодичность. Во время пауз Вы лишь на время не издаете звук, а все остальные параметры речи должны остаться прежними.
Если трудно сразу следить и за паузами и за плавностью речи – сначала привыкните говорить только с паузами (даже если речь при этом получается «отрывистая»), как только чувствуете, что паузы получаются, сосредоточьте внимание и на плавности, мягкости произнесения каждого слова.

4. А мне привычней говорить быстро.

Это хорошо. И будет еще лучше, если освоите и медленный темп речи, и будете сочетать с быстрым.

5. А в школе нас учили читать быстро! Разве это не правильно?

Правильно учат! Нужно уметь быстро читать!!! И уметь быстро говорить - тоже полезно. Но для общения, для выступлений - полезно говорить с такой скоростью, с которой Вас понимают слушатели. Если это близкие люди или друзья, а так же учителя и одноклассники - они Вас будут воспринимать и с любой быстрой скоростью речи. Но мы сейчас учимся говорить перед любой аудиторией, в том числе незнакомой.
Спустя время, все учащиеся осваивают это упражнение. Кто с первого раза, кто - с пятого.

Упражнение еще не отработано, если:

  • Паузы настолько большие, что кажутся невозможными. Хочется уже что-то «быстрее» сказать. Как длинно тянется время.
  • В голове бардак. Ничего не приходит в голову. Думаю лишь о том, как сделать паузу.
  • Речь отрывистая, как у робота, без эмоций и интонаций.
  • Вместо пауз произносится э-ээ, м-м-м и другие звуки.

Упражнение отработано, если:

  • Во время пауз приходит много мыслей. Так много, что они выстраиваются в очередь. Я выбираю лишь лучшие из них.
  • Эмоции и интонации стали сильнее, нежели в речи без пауз. Во время паузы выбираю не только слова, но и интонацию произношения.
  • Удивительно! Могу теперь говорить на любую тему! Паузы помогают придумать что угодно.
  • Хорошо вижу людей, которым говорю речь.
  • Отсутствуют «мусорные» слова и звуки
С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.