вторник, 4 декабря 2012 г.

Защита диплома. Как получить "отлично"?

Защита диплома: дополнительный балл за риторику

Все началось с того, что я сам когда-то защищал диплом.

Защитил я его хорошо, но «отлично» мне поставили за ораторское искусство. И я был сильно удивлен, узнав, что более лучшие дипломные работы, удостоились четверок.

Шесть лет я проработал на выпускающей кафедре, шесть лет смотрел на защиты дипломов. И как защитить диплом на "отлично" тоже знаю.

Как оно обычно бывает?

Студент вешает на стену плакаты, секретарь объявляет фамилию дипломанта и читает рецензию на дипломную работу. Студент берет в руки указку и начинает водить ею по плакатам и что-то говорить. Взгляд устремлен на плакаты, либо в глубокую даль по направлению к окну. Голос ровный, монотонный, тихий – это что бы не раздражать экзаменационную комиссию. Преподаватели из комиссии сидят за столами и о чем-то думают, пьют минералку, обсуждают между собой какие-то проблемы. Что время зря терять? – каждый находит себе занятие. Никто никому не мешает.

И вот, доклад окончен. Нужно задавать вопросы.

Как правило, каждый преподаватель обязан задать по 2-3 вопроса. Какие вопросы будут заданы после такой защиты? – Любые, но только не по теме диплома. Ведь никто толком не знает, о чем говорил студент, КАКИЕ можно задавать вопросы по данному диплому?

В результате вопросы звучат не по диплому, а из общего курса обучения в этом институте. А так как специалисты собрались разные, и одинаковые вопросы им задавать стыдно, то провал студенту обеспечен. И пусть диплом сделан «на отлично», и пусть студент разобрался со всеми вопросами своей темы – он получит тройку, если он не вундеркинд. Получается, что бесполезно полгода посвящать диплому которого толком никто и не услышит.

А оценка выставляется коллегиально, за «рабочим» столом, где члены комиссии сравнивают свое мнение с «рекомендованной» оценкой из деканата.

– Ну что, Иванов отвечал уверенно, и по диплому, и по вопросам, да и учился хорошо. Поставим пять, надо же кому-то ставить. Сидоров отвечал неуверенно. Поставим три. Видно, что сам делал, но мямлил, и на вопросы не ответил. Ну а Петрову конечно же пять, может кто ему и помогал делать, но выступал он бойко, уверенно, все бы так. Да и на вопросы отвечал, пусть и невпопад, но вроде как разбирается…

Итого. Как заработать пятерку при защите?

  • Я не буду писать, как получить «отлично» даром. Я лишь напишу, как избежать ошибок при «защите», и как показать сильные стороны своего диплома.

Первое. Контакт с комиссией. Зрительный и аудиальный. О привлечении внимания написано в середине этой книги. Как угодно, но вас должны внимательно слушать. Интонируйте голосом, говорите громче-тише, быстрее-медленее, жестикулируйте. И обязательно паузы!!! Не тараторьте. Создайте впечатление уверенности. Показывая указкой, будьте спиной к экрану или плакатам, всегда лицом к комиссии! никогда спиной или боком. Не размахивайте указкой, она нужна лишь для указания на наглядный материал. Указку можно положить, освободите руки для жестов.

И все это необходимо отрепетировать заранее: перед зеркалом или перед друзьями. Речь надо написать. Обязательно. Вызубрите наизусть первые слова и последнюю фразу.

За день-два до защиты зайдите в тот зал, где будете «защищаться». Освойтесь с помещением. Скажите несколько речей, услышьте свой голос. Поприсутствуйте на защите дипломов за год до защиты, за день до защиты, но не в день защиты.

Важный момент – рецензия. Не допустите, чтобы оценка рецензента была меньше пятерки. Рецензент обязан найти в вашей работе ошибки и недочеты. Пусть он это делает. Можете даже подсказать. Но это должны быть допустимые недочеты, а не ошибки. Недочеты могут быть в дипломе, ведь это не диссертация. Но ошибок быть не должно. Если грамотно задать вопрос рецензенту: «А как бы вы сами ответили на эту рецензию, а что бы вы ответили на «защите» по этому поводу?» - можно получить всю исчерпывающую информацию. Обычно, рецензент в рецензии рекомендует оценку диплому. Если это не «отлично», спросите, что нужно переделать, чтобы оценка была «пять». И переделайте. Поэтому на рецензию надо идти чем раньше – тем лучше. Можно даже с неоконченным дипломом – меньше переделывать. На защите признайте, что вы целиком и полностью согласны с рецензентом.

  • Ни в коем случае не спорить!!!

Выразите сожаление, что вы не смогли охватить все вопросы из-за ограниченности диплома. Выразите предположение, что в диссертационной работе вы обязательно охватите более широко данную тему. Или тут же начать объяснять, что бы вы поменяли или изменили в дипломе, учитывая пожелания рецензента.

  • Вас остановят на пол пути к Нью-Васюкам и закроют данный вопрос, как положительный.

Я не буду писать о той банальщине, что обязательно надо скинуться на цветы, «стол» и подарки членам комиссии. Реально видел и увеличение и уменьшение среднего балла оценок из-за такого «пустяка». Если это официально не практикуется, тогда должны прийти мама, бабушка, «крестная», которые лично «поблагодарят» преподавателей за «обучение дочки, сына, внука, зятя…». Причем, ссылаясь на «нехватку времени», они это делают до «защиты» а не после.

  • Не забудьте о секретаре ГЭКа. Это первый человек, который может совершить непоправимую ошибку как в нужную, так и в ненужную сторону. К тому же секретарь комиссии лучше всех знает, «как, кто, сколько и чего…».

Итак, защита. Зачинная пауза. Зрительный контакт. Громкое приветствие. И только после этого можно начинать. Жесты, походка, указания указкой. Взгляд только на членов комиссии – чтобы все слушали. Попутные вопросы «оставляйте на потом».

Вы должны сказать цель дипломной работы, задачи, стоящие перед вами, решение этих задач, и выводы. Речь чем меньше, тем лучше. Пусть будут хорошие паузы. Плохо будет, если вас перебьют на середине.

  • Если так случилось – все равно подрезюмируйте и сделайте выводы.

В текст вставьте неточности и ошибки. Их надо подать так, чтобы услышали, но не почувствовали подвоха. Ведь это и будут те вопросы, которые вам зададут. Заострите внимание на выгодах и преимуществах вашей работы, но не рассказывайте все, оставьте интригу – у вас это спросят вместо вопроса.

При критике всегда соглашайтесь, но оставляйте место для маневра своим аргументом. При ответах на вопросы не торопитесь, делайте паузы. И обязательно улыбайтесь, делайте вид, что это самый легкий вопрос, что вы знаете все по этому поводу, и сейчас выбираете, что из этого всего вам сказать. При вопросах, на которые вы не знаете ответ, пользуйтесь «Альтернативой прямому ответу».

  • Смотрите в главе «Диалог с аудиторией».

Только аккуратно, и обязательно с применением четырех-этапной схемы ухода от ответа. При этом важно говорить четко, громко и уверенно, чтобы у всех создалось впечатление, что вы разбираетесь в вопросе.

  • Ведь то, что не знаете вы, могут не знать и другие.

Есть еще железный метод ухода от ответа. Называется «на тринадцатом плакате». После получения вопроса вы берете указку, тычете ею в тринадцатый (или другой) плакат и воодушевленно рассказываете длинную тираду, можно без пауз. Вряд ли вас перебьют или зададут вопрос снова. Есть похожий метод ухода от ответа: «Именно на этот ответ я затрудняюсь ответить, но я знаю, что ... (и вы уходите в сторону от ответа, но говорите то, что знаете наверняка)».

Но лучше на вопросы отвечать. Причем уважительно, создавая вид культурного, воспитанного и образованного человека.