Первое. Смотреть надо вверх. Или вниз, лучше в пол. Или в окно. Можно найти точку на стене поверх голов присутствующих.
Они так и называются «служебные слова», «слова-связки». Они предназначены для успешной замены пауз: «А-а… м-м… о…»
Любой «неправильный жест» может быть плохо истолкован. А зачем нам это? Нам это не нужно!
Махание руками отвлекает зрителя.
Если нет трибуны – можно сесть на стул. Или в кресло. И выступать сидя. Так даже лучше.
Не волнуйтесь!
Помните античные маски?
Нужно ли улыбаться? А это по желанию. Улыбка – это тоже хорошая маска.
Выступать лучше последним.
Пусть публика послушает других ораторов, разогреется, подготовится. Последнего оратора она будет слушать с самым лучшим энтузиазмом. Можно будет неспешно выступить. Так что лучше посидеть на месте, понервничать, попереживать – чтобы потом не хотелось.
Лучше с извинений. Чтобы сразу предупредить всю критику.
В середине речи. Прежде, чем заканчивать речь, полезно несколько раз объявить: "Я заканчиваю". Народ обрадуется. Будет ждать окончания вашей речи.
После выступления лучше сразу покинуть трибуну. На последнем своем слове - уйти.
Тогда не прозвучат никому не нужные аплодисменты. И вопросы никто не успеет задать.
Кстати, о вопросах. Бывает, публика начинает их задавать сразу по ходу выступления. И на них нужно так отреагировать, чтобы больше ни у кого не возникало желания их задавать. В зависимости от вопросов, ответы могут быть разные:
В таком случае и готовиться не надо – можно положиться на профессионализм спичрайтера.
Можно поручить написать речь секретарю.
Особенно, если цвет волос секретаря – отличный от темного.
Как правило, светловолосые девушки имеют прирожденный дар к языкам и литературе. И это нужно использовать. Пусть она напишет текст, коротенький, на пару листов, лишнее всегда можно вычеркнуть.
Важно. Текст для выступления должен быть набран в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 14 пикселей с полуторным интервалом. Поля должны быть 20 мм слева, 10 мм сверху, 15 мм справа и 13мм снизу.
Насчет репетиций – впустую потраченное время. Зачем лишние волнения, стеснения и переживания? Незачем излишне волноваться перед выступлением.
Обучение. Относитесь с опаской к различным предложениям обучаться риторике на тренингах. Прежде всего, почитайте в Интернете о всевозможных негативных последствиях. И у вас пропадет малейшее желание так рисковать своей психикой.
Обязательно нужно купить книги по ораторскому искусству и запомнить их названия и фамилии авторов.
-----------------------
А теперь серьезно. Почему я написал эти «правильные советы правильному оратору»?
Это стёб?
Причем, пишут люди не глупые, и пишут на полном серьезе. Стараются из лучших побуждений. Чтобы помочь. Чтобы «избавить» мир от «неправильных» ораторов.
Оратор – это уже не правильно. По сути.
Оратор – не обычный человек. Оратор – необычный человек.
Оратор влияет. Воздействует. И паузы, и жесты, и взгляд – все это помогает оратору это делать хорошо, влиять. Так влиять, чтобы люди сидели и слушали, чтобы им было хорошо сидеть и слушать. А потом чтобы они искренне аплодировали. Искренне.
Кстати, мне этот совет дали еще в школе, одна моя учительница: «Смотреть нужно в точку на стене, поверх голов зала, тогда всем будет казаться, что вы смотрите на людей.»
Смотреть в глаза – это плохо. У нас не принято смотреть в глаза людям.
Спросите у психологов, и они вам точно разъяснят, что взгляд в глаза может вызвать агрессию. Или сексуальный вызов. Или непонятно что. Зачем нам это?
Чтобы не было страшно – можно надеть очки. Желательно темные. Лучше зеркальные. Проверено. Выступать станет… «как по маслу». Никто не увидит ваших глаз, не поймет, куда же вы, на самом деле, смотрите.
Так и на улице удобно ходить… Чувствуешь себя, как в броневике. Можно и со знакомым на улице так поговорить. Он и не заметит, как мы пристально глядим ему в глаза… Но мы отвлеклись, возвращаемся к выступлениям.
Второе. Никаких пауз. Если нечего говорить вставляйте: «Э… ну…типа… как его…».Они так и называются «служебные слова», «слова-связки». Они предназначены для успешной замены пауз: «А-а… м-м… о…»
«В общем, ты понял, короче…»
Паузы замедляют речь. А ведь нам нужно сказать как можно больше.
Чтобы все рассказать и все пояснить.
Нет, паузы нам не нужны!
Третье. С жестами выступают те, кто не знает, что можно выступать без жестов.Любой «неправильный жест» может быть плохо истолкован. А зачем нам это? Нам это не нужно!
Махание руками отвлекает зрителя.
Как мне говорила одна учительница: «Убеждать нужно силой слова, а не размахиванием рук!» Далее она добавила: «Руки должны быть по швам, как в армии! Понятно?»
А еще их можно держать их и за спиной. Ну, как профессоры. Мерно расхаживая из стороны в сторону. Или как заключенные. Нет, лучше, как профессоры!
Стоять лучше на месте. Не нужно ходить взад-вперед. Это отвлекает.
И не нужно танцевать перед зрителями. Танцевать должны обученные этому люди.
Тумба. Лучше всего выступать за трибуной. Спрятать свое тело за нею. Можно еще и присесть чуть-чуть. Тогда будет выглядывать только одна голова.
Говорящая голова.
Руками можно вцепиться в трибуну, тогда руки не сделают никаких лишних жестов. Можно спокойно читать текст, который написан у нас на бумажке. Для этого и придумали трибуну – чтобы за ней выступать правильному оратору.Если нет трибуны – можно сесть на стул. Или в кресло. И выступать сидя. Так даже лучше.
Я как-то присутствовал на выступлении одного известного оратора. Публика расположилась в большом зале. Оратор сидел перед ними за столом. А перед ним был раскрыт большой ноутбук. Выступающий читал с ноутбука, а народ слушал. В его очках постоянно отражался мерцающий свет экрана ноутбука. Хорошо и удобно! Оратор не только успевал нам что-то прочитать, но даже и шутить по этому поводу.
Жаль, я не дослушал до конца, были другие срочные дела; говорят, было интересно.
Можно сесть за стол. Так всегда делают на различных больших выступлениях. Часть людей сидят в зале. А несколько человек сидят за столом на сцене.
Президиум. Вспомнили? Так вот, в президиуме, если помните, выступают сидя. Особенно, если есть микрофон прямо на столе. Даже двигаться не надо, наклонил голову – и говори. Зачем вставать?
В пятых. Или уже в шестых? Голос должен быть сильным и громким, лишенным каких либо эмоций. Чтобы всем было понятно: «Выступает оратор!» Почему громким? Да потому что слово оратор произошло от слова «орать». Впрочем, а как еще выступать, если в зале будет шум, как в приличном пчелином улье? Как-то этот шум нужно будет перекрикивать!
Хотя, можно пойти другим путем: говорить своим обычным голосом. Как говорила одна моя знакомая: «Кому надо – тот услышит!»
Следующее что? Чуть не забыл. Уверенность.
Выступать нужно уверенно! Это, наверное, всем понятно! Так пишут во всех книгах: «Выступать нужно уверенно!» Помните об этом всегда!
Волнение. Нужно выступать без волнения.Не волнуйтесь!
Или тщательно скрывайте, что волнуетесь.
Эмоции. Это лишнее!Помните античные маски?
Надел маску – и уже не видно лица, зато видно, что на маске изображено.
Так вот, небольшой набор масок надежно защитит вас в любых выступлениях. Шевелиться должны только губы. И то, слегка.Нужно ли улыбаться? А это по желанию. Улыбка – это тоже хорошая маска.
К тому же, правильная.
Но можно и не улыбаться. Надеть, к примеру, серьезную маску. Серьезные люди должны выглядеть серьезно. Так?Выступать лучше последним.
Пусть публика послушает других ораторов, разогреется, подготовится. Последнего оратора она будет слушать с самым лучшим энтузиазмом. Можно будет неспешно выступить. Так что лучше посидеть на месте, понервничать, попереживать – чтобы потом не хотелось.
А еще есть вероятность, что до нас очередь так и не дойдет. Хороший вариант? Может и так повезти.
С чего лучше всего начать речь?Лучше с извинений. Чтобы сразу предупредить всю критику.
Сказать всю правду. Что, мол, речь я плохо приготовил, что было мало времени на подготовку. Что, возможно, она понравится не каждому. Сразу извиниться.
Можно добавить, для скромности, что оратор я малоопытный, ни у кого не учился, зато сам постиг искусство речи.
Не будет лишним рассказать немного о себе: где и когда родился, сколько лет, хобби, случаи из жизни.
А уже после этого можно начинать, собственно, речь.В середине речи. Прежде, чем заканчивать речь, полезно несколько раз объявить: "Я заканчиваю". Народ обрадуется. Будет ждать окончания вашей речи.
После выступления лучше сразу покинуть трибуну. На последнем своем слове - уйти.
Тогда не прозвучат никому не нужные аплодисменты. И вопросы никто не успеет задать.
Кстати, о вопросах. Бывает, публика начинает их задавать сразу по ходу выступления. И на них нужно так отреагировать, чтобы больше ни у кого не возникало желания их задавать. В зависимости от вопросов, ответы могут быть разные:
- Я уже говорил об этом, вы что, не поняли?
- Делать мне нечего, как отвечать на такие вопросы!
- А для тех, кто «в танке» поясняю…
Хорошим универсальным ответом является встречный вопрос:
- И чё?
Написание речи. Можно речь самому сочинить, но лучше – заказать у известного спичрайтера. Пусть он напишет правильные слова, нам останется только прочитать их.В таком случае и готовиться не надо – можно положиться на профессионализм спичрайтера.
Можно поручить написать речь секретарю.
Особенно, если цвет волос секретаря – отличный от темного.
Как правило, светловолосые девушки имеют прирожденный дар к языкам и литературе. И это нужно использовать. Пусть она напишет текст, коротенький, на пару листов, лишнее всегда можно вычеркнуть.
Важно. Текст для выступления должен быть набран в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 14 пикселей с полуторным интервалом. Поля должны быть 20 мм слева, 10 мм сверху, 15 мм справа и 13мм снизу.
Насчет репетиций – впустую потраченное время. Зачем лишние волнения, стеснения и переживания? Незачем излишне волноваться перед выступлением.
Лучше всего – плотно покушать и выпить чего-нибудь для храбрости.
Кстати, насчет храбрости. Говорят, в годы Великой Отечественной, давали 100 грамм водки перед боем. Помогало. Подводникам – вино давали. Футбольные фанаты – пиво пьют. Говорят, и Черчилль и Сталин любили коньяк и были сильными ораторами.
Вот и нам можно. Рюмочку перед «боем» – и выступление, как говорится, в кармане.
Далее. Что еще правильного посоветовать правильному оратору? Делать советы другим ораторам. А лучше – критиковать. Всегда найдется за что покритиковать других ораторов.
Кого за неумеренные жесты, кого за длинные паузы, кого за ненужные эмоции… Особенно критикуйте за волнение и, тем более, за неуверенность в себе.
Тогда другие ораторы будут вас, то есть нас, уважать. И не будут лезть с критикой в наш адрес.Обучение. Относитесь с опаской к различным предложениям обучаться риторике на тренингах. Прежде всего, почитайте в Интернете о всевозможных негативных последствиях. И у вас пропадет малейшее желание так рисковать своей психикой.
Не будем говорить о всевозможных шарлатанах и самозванцах, которых так много развелось, о зомбировании, о неэкологичных внушениях. Самое главное – потратите впустую и время и деньги. А деньги, как правило, не маленькие.
Впрочем, можно посетить лекции по риторике в университете.
Чтобы лектор рассказал, как нужно выступать, но при этом не лез в душу, и не заставлял выступать и позориться перед всеми.
Чтобы лучше выступать – нужно читать книжки, лучше классиков. Чтобы был лучше словарный запас.Обязательно нужно купить книги по ораторскому искусству и запомнить их названия и фамилии авторов.
Возможно, ваши друзья самонадеянно думают, что тоже хорошо разбираются в ораторском искусстве. И будут, к примеру, давать вам советы, относительно ваших выступлений. Вот тут полезно вспомнить имена авторов и названия книг по риторике. Никто после этого не сможет с вами долго спорить.
Удачных вам выступлений!-----------------------
А теперь серьезно. Почему я написал эти «правильные советы правильному оратору»?
Это стёб?
В каждой шутке есть доля правды. А в этой шутке правды куда больше, чем хотелось бы.
Эти советы приведут к куда меньшему количеству ошибок, нежели любое обучение.
Нет жестов – нет проблем.
Нет пауз – тоже нет проблем.
И, если стремиться к минимальному количеству ошибок, лучше читать все выше написанное, и выполнять буквально. На полном серьезе.
Меньше будет критики со стороны. Вообще не будет. Выступления будут «как у всех».
Что говорить про начинающих ораторов, когда мастеров критикуют. И меня тоже критикуют.Причем, пишут люди не глупые, и пишут на полном серьезе. Стараются из лучших побуждений. Чтобы помочь. Чтобы «избавить» мир от «неправильных» ораторов.
И по-своему они правы.
К примеру, моя модель обучения ораторскому мастерству не вписывается в модель «правильности». Я учу делать паузы, жестикулировать, привлекать внимание... Быть необычным. Совершать ошибки.
Давайте разберемся, что правильно а что не правильно.Оратор – это уже не правильно. По сути.
Почему?
Правильно ли то, что один человек возвышается над другими? Наверное, правильный ответ: не правильно!
А ведь оратор возвышается. Еще как возвышается!
Манипуляции – это правильно? Не правильно!
А речь оратора – это ведь манипуляция.
Один человек говорит, а сотня слушает, молчат, бездействуют. Вынуждены слушать. Что здесь правильного?Оратор – не обычный человек. Оратор – необычный человек.
Он лидер, пусть даже на время выступления.
А это – уже совсем другой контекст. И правила «обычного» человека к нему не подходят. Правила этики здесь другие. И поведение другое.Оратор влияет. Воздействует. И паузы, и жесты, и взгляд – все это помогает оратору это делать хорошо, влиять. Так влиять, чтобы люди сидели и слушали, чтобы им было хорошо сидеть и слушать. А потом чтобы они искренне аплодировали. Искренне.
Оратор – повелитель душ, повелитель умов.
И оратору полезно знать, что он будет воздействовать и … Сложно быть успешным оратором и при этом избежать критики.
Так что доля правды в иронии присутствует.